следующая глава, 2я

Глава 2. В большом оазисе

 

2.1 Большой перекрёсток на Пути

 

         В голове каравана раздались радостные крики – показался оазис Дунхуан. Правда, высокие барханы скрывали постройки  и стоянки караванов до последнего песчаного «хребта» — уж больно высоки здесь были «пустынные холмы». Это был очень большой оазис со знаменитым озером в виде полумесяца. Жило здесь сразу более десятка общин торговцев и ремесленников из разных племен.

         Хозяевами были, конечно, тохары, уже много веков проживающие в этих местах. Их страна раньше простиралась от гор Памира до равнин Поднебесной. Пришли они сюда очень давно, с севера – пустыни раньше не было. Разливалось здесь огромное море. Со временем солнце выжгло страну. Осталось немного солоноватых озёр, река Тарим и много мелких речушек, пересыхающих летом.

 

         Почти всей этой страной, как говорят китайцы – Западный край, постепенно завладевают пески: появилась великая пустыня Такла-Макан, похоронившая уже некоторые города и возделанные поля. С севера продолжали накатывать орды кочевников пограбить богатых тохаров. С юга врывались для грабежа безжалостные кяны-тибетцы – у них в стране на высокогорье всегда было очень скудно жить.

          Потому держава богатых и умелых тохаров не выстояла. Китай, где их называли «юэжчами», то есть мясоедами, обещал помогать, но не смог – орды кочевников донимали его не меньше. И если усуни-скотоводы соседствовали и  уживались с тохарами долгие века мирно, как и пришедшие  недавно, всего несколько поколений с севера предки уйгур, то остальные кочевники-«сородичи», регулярно совершающие набеги, мира придерживались очень и очень редко.

Усуни, не дождавшись помощи от тохарских князей, обиделись и всем племенем перекочевали на запад через Джунгарию  за хребты Тенгритау (Тянь-Шань) в Семиречье (Восточный Казахстан и Киргизия), будучи «выдавлены» из Хэси хуннской ордой. Там, в широких степях, уже мало оставалось племён саков: многие скифы ушли на запад.

             Малочисленные пока уйгуры только начинали осваиваться, перенимая умение здесь жить осёдло. Китайцы называли их «слабосильными ди» — один Род насчитывал нескольких сотен  людей всего и не представлял для Поднебесной, да и всех остальных на земле, хоть какой-либо угрозы.

       Все кочевники в Гоби с незапамятных времён составляли большую систему Родов, китайцы их называли «Домами», которые были связаны между собой семейными узами. Порядки и традиции старого родового уклада поначалу бережно соблюдались почти всеми в степи. Но жизнь вносила свои, подчас необратимые, грустные перемены.  

           За три с лишним сотни лет до рождения Вогаза настала в Гоби величайшая засуха. Она длилась почти сотню лет. Великая благодатная зелёная равнина была выжжена на многие десятилетия. Появились пустыни — Алашань и Такла-Макан. Случился «джут», громадный падеж скота у кочевых племён, почти исчезла дичь. Начался страшный голод, болезни и мор. Участились столкновения между семьями за источники воды и пастбища.     

           Ожесточились свары за территорию кочёвок. Большинство старейшин смогли уговориться о встрече и Великом Совете кочевых племён Западного Гоби. Рядом со священным водопадом на реке Орхон в Хангайских горах, в месте, указанном шаманами, состоялся Большой Хурал, великое собрание, с одним вопросом: как выжить.

 

          Долго совещались вожди и старейшины. Вспоминали легенды, мифы, делились опытом Родов и сведениями о жизни в разных концах земли. Сложно было, слишком много быстрых желаний громко кричало у нестойких… И между Родами произошёл великий раскол.

        Большая их часть, около восьмидесяти «Домов», решила пойти на юго-запад, чтобы присоединиться к дальним родичам, народу хунну. Однако то племя уже давно жило ордой – порядком для постоянной войны, и считалось предавшим традиции и правила старого уклада: они всё время жили набегами на соседей, разорять их жилища, собирать с них дань, угонять людей в плен, делая бывших родичей рабами, лицемерно использовать мир.

           Меньшая часть Родов, около тридцати, по Небесному Знаку перекочевала на юго-запад в предгорья Тенгритау, а десять из них даже пошли ещё дальше на юг, попросившись в мирное соседство к тохарам, давним жителям Таримского края и Джунгарии.

 

       Возле водопада на реке Орхон, предками «истинных» уйгур была дана клятва: соблюдать традиции старого родового уклада и не поддерживать никаких отношений со сторонниками постоянной орды. А когда племя после раскола восстановит свою силу, то по воле Великого Неба вернуться в Хангайские горы и возродить «свою страну». Потомки должны были передать следующим поколениям эту мечту.

-----------

            Вогаз понимал необходимость орды как временной формы уклада для жизни кочевников. Этот порядок использовался всеми Родами и племенами испокон веков на случай, когда надо было срочно покинуть привычный для проживания край.  Ожидающиеся, например, землетрясения, очень холодные зимы, засухи или мор, нашествие агрессивного народа, не пожелавшего жить мирно с соседями, не оставляли кочевникам выбора. Стойбища сворачивались в походный порядок. Соседние Роды, а иногда и целые племена, присоединялись и превращались в единый кочевой «организм» – орду, передвижную и всегда готовую к бою.

         Старейшины втолковывали молодым эту, очень серьёзную, традицию их уклада как самую эффективную при массовом переселении. Приводили примеры – так делали все народы: нынешние саха, будущие якуты, в несколько этапов ушедшие из Гоби на север к великому пресному морю Бай-куль, нынешний Байкал, как и многие те, кто ушли до них туда же намного раньше, эвенки они же тунгусы и юкагиры.

         В далёкую старину ордой пришли с запада предки «рыжебородых» динлинов к Алатау. Так всегда умели двигаться и жить племена саков в Хорезме, которые сейчас уходят на запад. А недавно, пара столетий назад, так сделали усуни, ушедшие из Хэси, который в предгорьях Наньшаня, и осевшие за Джунгарией и Тенгритау в Семиречье. Даже предки китайцев  якобы в очень-очень давние времена таким порядком пришли на равнины Голубой или Янцзы и Жёлтой реки или Хуанхэ и создали великую и могучую «Поднебесную» страну.

         Но мудрые наставники всегда очень строго уточняли – нельзя всё время жить ордой, как делают уже много поколений наши родичи-хунну, искушая судьбу своего племени. Орда – это сила, великая сила людей на земле, объединенных мечтой выжить. И Великое Небо обязательно пошлёт испытание такой силе, даже несколько.

         Каждому племени, каждому народу «Небесным Законом» на земле отведён срок в двадцать одно поколение или три раза по семь: рассвет, полдень и закат. И причин много: чтобы найти и понять  себя, выжить, собрать и утвердить свою мудрость, добиться процветания и красоты уклада, превратить в традицию всё самое лучшее из своих привычек и устоев – создать полный миф под Небесами, предание о себе для потомков… И стать новым народом.

         Особенно сложно восемнадцатому поколению – обязательно встанет вопрос-испытание и первый итог — каков Путь конкретного племени? Если жизнь и устремления  народа «правильны» и «уместны» перед лицом Великого Неба и богами, то такое племя получает в дар новый срок жизни – ещё  семь «тёмных» поколений, своеобразный скрытый период: как куколка для гусеницы или «ночь» племени. И тогда оно сможет скопить внутренние силы, незаметно для соседей и врагов, чтобы вновь «проснуться» на земле. Обновленным, могучим  и красивым. Как новая бабочка…

         По мнению большинства знакомых Вогазу старейшин, китайцы смогли. И сделали это уже много раз. Их легендарные первые властители вместе с соратниками и потомками создали первый удачный уклад Поднебесной страны, и теперь они просто живут «красивыми» эпохами, почти органично наследующими друг другу. Такими уважаемые многими соседними народами периоды как эпоха первых трёх властителей и пяти императоров, времена династий Ся, Шань-Инь, Чжоу. Недавно Великая Цинь, а теперь – Великая Хань.

  

         Как получилось такое? Просто. Китайцы очень умны, трудолюбивы и, главное, терпеливы – они понимают требования Великого Неба, «правильно» перерождаются всей страной, сохраняя великую жизненную силу. И первый признак этого — как велико их число!  И как сложны, дальновидны, удачны и мудры их традиции и порядки.

         Даже если какая другая Сила вдруг покорит Поднебесную, они примут и терпеливо преобразуют завоевателей под себя. Да так, что те и не догадаются о «поглощении» через пару поколений. И страна вновь останется «Поднебесной». Как тростник, который никогда весь не ломается на ветру, как зелёная трава в степи выдерживает животных, людей и возрождается снова и снова.

         По преданиям, известным Вогазу с детства, когда приходит весть и появляются знаки для Рода уходить, стойбища быстро сворачивают в походный порядок, оповещаются родичи и соседи. Проводится ритуал выбора большим советом всех старейшин и «Осенения Великим Небом» нового вождя. Теперь нужен не лучший охотник, добытчик и рачитель за процветание, а безжалостный воин и дальновидный стратег. Подходящие кандидатуры всегда имелись на примете у старших.

         Но… на правильный выбор достойного лидера должны указать «знаки Неба», ибо не видать удачи орде, вышедшей на Путь по прихоти самих только людей. Новому владыке вручается всеми старейшинами на всеобщем совете, Великом Хурале, вся полнота власти над народом или даже союзом племён. Он приносит после ритуала избрания клятву перед лицом Великого Неба и людьми добиться выживания народа.

         Пришедшие же в орду склоняются перед ним в знак готовности идти за ним, подчиняться ему и быть готовыми отдать жизнь за владыку-воина. Несогласные должны немедленно уйти, им даётся на это ночь. Ибо утром следующего дня порядок уклада становиться другим: полное единоначалие нового вождя, непослушание и неподчинение теперь быстро и жестоко наказываются – противящихся воле владыки быть не должно.

         Если переселение займёт время в несколько поколений, новый вождь имеет право передать власть наследнику, которого выберет сам. И так далее… Старейшины теперь могут только советовать властителю. Все решения он принимает как владыка орды единолично… ибо он «Осенён Великим Небом». Воины орды разделяются на «крылья», тумены и курени. Мужчины теперь редко ночуют в своих семьях.

          Орда двигается постоянно, не останавливаясь где-либо надолго – ресурсы для такого порядка нужны очень большие, ведь природа не прокормит большое количество людей и скота в одном месте. И ещё – лучше не попадаться ей на дороге. Всем встреченным на пути Родам или Племенам предлагается три возможности: безоговорочно пропустить, хотя и возможны конфликты; присоединиться, принеся клятву верности властелину орды; или же… все встречные будут «растоптаны». На размышления давались сутки. Высланный вперёд авангард с послом от вождя предупреждал об этом, по возможности, заранее.

          Когда прибывали на новое место, у властелина было «Право Небес» один год не распускать орду для предотвращения нападений новых соседей, так как это самый оптимальный порядок жизни племени в постоянной готовности к войне и ведению боевых действий. Если всё происходило мирно и благополучно, народы быстро возвращались к старому родовому укладу: один Род – не более трёхсот пятидесяти близких друг другу людей.

          Орда распадалась на стойбища, власть возвращалась советам старейшим, которые избирали новых вождей теперь уже новых отдельных Родов. Слагалась очередная легенда о переселении – часть мифа о выжившем народе. Но…

          Восточные хунну как-то захотели вернуться на свою прародину, откуда вышли в незапамятные времена. Их прародина — большое горное плато Ордос, омываемое с трёх сторон великой Жёлтой рекой. Они удачно пришли, вытеснили оттуда остатки тохаров и других «юэжчи» на запад и занялись регулярными набегами на богатые царства Поднебесной, переживавшую сложную эпоху усобиц после династии Чжоу.

          Могучая сила большой орды пьянила победами хуннских вождей много поколений, переполняла их величием, о возвращении к старому укладу у них не было и речи. Что и стало началом их конца. Именно так видна история этого племени сейчас всем остальным кочевникам Гоби. Великий урок современности для поколения Вогаза и потомков.

          Наибольшего могущества орда хуннов добилась при молодом властелине, шаньюе Модэ. Этот легендарный владыка для начала покорил динлинов Алатау и Саян, чтобы обеспечить себе регулярные поставки железа для войны. Потом победил усуней в Западном крае. По ходу военных кампаний там же заставил предков уйгур и других «ди» попрятаться в горах и ущельях северного Тенгритау.

 

         Затем Великий Модэ разгромил союз восточных родственных племён дуньху, предков сяньбийцев и маньчжур, чтобы не иметь конкурентов в Гоби. Сильно «прижал» тохарских владык городов-оазисов Таримского края, обложив их данью. И припеваючи от самодовольства жил постоянными грабежами Поднебесной и присылаемыми богатейшими «подарками» от нескольких первых владык династии Великая Хань.

         Последних он даже заставил считать себя своим «побратимом»! И что!? На «вечные времена»!? Его «благополучия и процветания» хватило только на  три поколения своих потомков...

          Поднебесная собрала могучие силы под руководством нынешнего императора У-ди, у которого личное имя Лю-Чэ, привлекла  множество союзников, преисполненных жаждой мести, таких как сяньби, и в несколько победоносных военных кампаний в Гоби раздавила хуннскую орду. Посылаемые в погоню отряды из Китая на много переходов в Большой Степи не встречали хоть какой-либо осколок былой военной силы этого племени.

          А ведь хунну тоже имели великую и красивую мечту – вернуться  на прародину, в «колыбель» своего народа. Правильно ли они распорядились полученным от Великого Неба могуществом? Уже многие годы старики всех соседствующих племён по этому поводу продолжают спорить «до хрипоты». 

          Большинство из них твёрдо опиралось на одну из главных легенд: среди кочевых и полукочевых Родов Западного Гоби издавна, от Начала Времён, жила «Вечная девушка» или Маат (Ma:at, Mahat) «Охранительница Порядка», земное воплощение любимой Дочери Умай, Великой Матери — Женского Начала Природы, или, как говорили китайские мудрецы, «Дочь Великой Небесной Инь».

          Она, Дочь, якобы, здесь на земле «не вся», а Её «столько», сколько «надо» для помощи и защиты тем, кто придерживается  согласия с миром и «правильно» живет по заветам древних.

          О Ней предпочитали не говорить открыто, считая Её главным «сокровищем» и лучшим «защитным оберегом» истинных кочевников, да и редко упоминали в разговорах. К Ней нельзя было обратиться напрямую с вопросами или просьбами, Её нельзя было как-либо найти, даже случайно. Девушка быстро приходила сама, если возникала необычная надобность. Чаще предпочитала «являться» во снах. Шаманы и мудрые старейшины слушались Её во всём безоговорочно. Жила Она в недоступных местах попеременно, под охраной отряда избранных воинов.

          Один раз в шестьдесят лет «Вечная» выбирала себе на замену подходящую девочку. Это означало смену поколений и начало нового цикла для всех — два раза по тридцать лет или пара возрастов «отец и сын»: в тридцать лет каждый мужчина полноценно представляет свой Род.

          Первые семь лет «истинные» сначала их видели вместе, как бы вдвоём.          А ещё через семь лет младшая «являлась» или приходила с большой «старшей тенью». И, наконец, по прошествии ещё семи лет, якобы «младшая впускала в себя старшую окончательно», начиная светиться «вдвойне». Её настоящее Имя знал только старейший в Роду, и считалось, что пока Она живет среди истинных кочевников – значит, у них есть «Главный Защитник» перед лицом Великого Неба и Богами.

          К хунну, привыкшим жить ордой, «Вечная девушка» приходила дважды, чтобы напомнить их старейшинам — нельзя так долго наслаждаться войной, насилием и грабежами. Люди этого племени, как и все примкнувшие к их орде, необратимо меняются в худшую сторону человеческой натуры: зависть,  лицемерие, злобность, мстительность и лень становятся главными чертами любителей «долго пожить ордой». Но Её, «Посланницу Неба», не послушались. Пропасть в отношениях между двумя укладами кочевой жизни в Гоби становилась всё глубже…

          И ещё старики называли «ордынских» очень точно – «Дети Страха»: предки сторонников «долгой» орды не выдержали испытания невзгодами и стали цепляться за этот военный порядок как за последнюю соломинку, …но стали другими. К таким не может вернуться полный мир и великое сострадание Умай, Великой матери. А чтобы прикрыть своё лицемерие, неизбежное порождение страха за жизнь, «ордынские» хитро сложили новые легенды – о великих героях-победителях, которые легко растаптывают своих врагов. И так делают многие племена, не только хунну.

          Вогаз много размышлял над всем этим, продолжая набираться знаний. Какова правота жизни и мечта для конкретного племени, для конкретного Рода? Какова будет их судьба? Ведь и у предков уйгур, последователей «старого уклада», над которым посмеивались в орде хунну и называли «дикими», в Хангайских горах на реке Орхон тоже родилась Великая Мечта…

-----------

          А вот большая часть тохаров, подчиняясь своей мечте, как узнал Вогаз, давно ушла на запад, через Памир в Хорезм и Бактрию попытать счастье «под рукой» персов. Остались лишь те, кто имел семьи с соседними племенами. Они даже говорили на неродных языках. Китайцы же старались расширить своё присутствие и влияние здесь – торговля на всём Великом Пути почти не останавливалась.

 

-------------

         Омерзительной приметой перемен в жизни кочевых народов Великой Степи стало большое количество банд, грабивших караваны, небольшие поселения и уединенные стойбища. Отщепенцы, изгнанные из различных Родов, где не было рабства и смертной казни за тяжёлые проступки, вместе с разновсякими «вольными богатырями», которые категорически не принимали жестокую дисциплину и беспрекословное послушание властителю орды, шаньюю, творили разбой, насилие и мечтали основать свою собственную орду. Они носились по всей Великой равнине, терроризируя простых людей.

          Тохары по давней договоренности с усунями, динлинами и другими порядочными кочевниками создавали сводные отряды охотников за разбойниками. Выловленных бандитов немедленно казнили. Хунну же из восточной орды, предпочитали брать этих «нелюдей» в плен и выгодно продавать в рабство в Поднебесную, где таких кастрировали и отправляли на самые тяжелые работы.

          Противостояние продолжалось испокон веков, затуманивая причины стычек, нападений, усобиц и войн в Гоби и не видно этому было никакого предела. Вогаз полностью соглашался с тем, что умение защищаться и воевать было обязательным правилом для любого народа, даже очень миролюбивого.

-------------

          Оазис Дунхуан был очень людным, почти большой город. В этом месте начиналась развилка дорог Великого Торгового Пути. Северная называлась «летней», когда не так жарко, и шла через оазис Хами в Турфан, далее — или на северо-запад в Урумчи, потом в Семиречье, через земли усуней, мимо озера Иссык-Куль в Хорезм, или прямо из Турфана на запад в Кашгар к Памиру, потом в Хорезм и Персию или же на юг в Индию через Кашмир до Баригазы.

          Южная дорога называлась «зимней» — не так холодно в зимнее время. Она тянулась вдоль хребта Куньлунь на запад, огибая пустыню Такла-Макан с юга, и через  Хотан и Яркенд тоже выходила в Кашгар. Через высокие горы Куньлуня также были редкие и сложные караванные пути в зловещий Тибет и дальше на юг -  в сказочную богатую Индию.

  

         Самар в первый день стоянки никого из молодых охранников не пустил на громадный рынок. Пошли опытные люди. Разведать, что и как. Собрать новости, слухи и сплетни. Молодым наказали нести стражу особо внимательно. Якобы здесь всегда бывали неоднократные случаи неурядиц между общинами, а также воровство и грабежи. Причем вспышка насилия может случиться в любое время, несмотря на строгие вековые традиции совместного пребывания в оазисах. А тохары уже не могли здесь поддерживать строгий порядок: их община становилась всё меньше.

          Равновесие всё ещё поддерживалось договоренностями, основанными на мудрости веков,  между главами всех здешних общин. С каждым годом якобы требовала себе больших привилегий китайская часть жителей оазиса – количество их торговцев росло быстрее всех. Именно сюда медленно тянулась постройка Великой Китайской Стены по приказу первого объединителя Поднебесной императора Циня Шихуана-ди. Якобы для защиты торговли и караванов на Пути.

          Но, по сплетням, китайцы, которые успели возвести недалеко от оазиса очень сильный форт, защищать тех, кто не их племени, не будут. Примечательно другое – по всему восточному участку Великого Пути, от Дунхуана до самой столицы Поднебесной страны Чаньаня, потом это будет город Сиань, обновляются и растут города, торговля набирает всё больший вес.

          Караваны идут почти непрерывным потоком и китайцы тщательнее присматриваются к Турфану, Кашгару, Яркенду, Аксу, Урумчи и другим городам и оазисам тохаров в Таримском крае. Особенно к Хотану, где добывали очень ценимый в Поднебесной «молочный» нефрит.

          Нынешний император У-ди из династии Хань, очень энергичный и строгий правитель, сильно интересуется Западом, в частности, отличными конями, которых разводят в Ферганской долине. Его военачальники удачно повоевали  с восточными хунну, населявшими основную часть равнины Великой Гоби. По-китайски их называли «сюнну».

          Временно снизилась опасность нападений орд и банд кочевников, и теперь Поднебесная быстро расширяется на северо-запад, уже почти до этого оазиса. Однако император лично занят у себя затяжной войной на северо-востоке со страной Корё, государство Чосон на территории Кореи.… Пока.

 

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.
накрутка подписчиков ютуб
кальпа
кальпа
Был на сайте никогда
59 лет (05.04.1965)
icq: 285079605
Читателей: 1 Опыт: 0 Карма: 1
все 0 Мои друзья